загрузка...

Шансоном жечь сердца людей

В Ледовом дворце Петербурга вручили первую музыкальную премию «Питер FM» лучшим российским исполнителям русского шансона.

Несмотря на то что широкому кругу любителей музыки вряд ли что-то скажут многие имена, которыми пестрила афиша, лишние билетики спрашивали еще у станции метро «Проспект Большевиков». Зрителей не смутили цены (партер до 4500 рублей), и 12-тысячный дворец был забит под завязку, в трехчасовом нон-стоп-карнавале мелькали лица мэтров и дебютантов. Главной звездой шансонного бала стала Елена Ваенга: она не только завершила бескрайний концерт букетом своих песен, но и работала живьем вместе с оркестром…

К русскому шансону можно относиться по-разному, ругать его за неоригинальность мелодий и стихов, за невыразительное исполнительское мастерство, однако не замечать народную любовь к этим песням нынче уже невозможно. Аншлаги на концертах звезд русского шансона стали нормой. Самыми популярными и востребованными российскими гастролерами сегодня являются вовсе не Филипп Киркоров или певица Максим, а звезды шансона Стас Михайлов и Елена Ваенга. Елена Ваенга за минувший сезон дала 150 (!) сольных концертов, проехав Россию от Владивостока до Калининграда, а 12 ноября певица и актриса представит свой первый сольник в Кремлевском дворце, и телеверсию будет снимать Первый канал. Это символично: если 15 лет назад звезды шансона голосили в клубах и ресторанах, то нынче добрались до Кремля!

Что же находит слушатель в русском шансоне, почему жанр настолько востребован? Ошибется тот, кто по старинке ассоциирует шансон с блатной, тюремной песней, утверждая, что в нашей стране, где миллионы людей или их родственники хлебнули тюремно-лагерного прошлого, блатная песня еще долго будет в почете. Послушайте современные шансонные радиостанции, тот же «Питер FM», и вы убедитесь, что тематика намного шире. Поют здесь о добре и зле, дружбе и предательстве, о любви к Родине, матери, женщине… Пожалуй, нет такой темы, которая была бы запретной в русском шансоне. Однако обязательным условием является, если так можно выразиться, «повышенная степень искренности». Достигается это грубоватыми, часто хриплыми, непоставленными голосами, в текстах вполне допустимы шероховатости, простонародная лексика. Даже у тех шансонье, песни которых активно ротируются на радио, звучат на концертах, явно наблюдаются глубинные пробелы в музыкальном и литературном образовании. Консерваторий и филфаков звезды шансона не кончали, но, как ни парадоксально, это не только не мешает, а, наоборот, помогает им находить живой контакт с публикой. Однако если вы думаете, что шансонная публика сплошь и рядом невзыскательная и малообразованная, то опять ошибетесь: на премии «Питер FM» собрались зрители самого разного возраста и социального статуса. Я точно знаю, что среди поклонников шансона есть и академики, и политики, ученые, бизнесмены, и они ценят эти песни именно за искренность, за народность. Для многих слушателей именно шансон нынче является современным городским фольклором. К тому же шансон все более активно взаимодействует с поп-, рок-музыкой, впитывает в себя элементы самых различных музыкальных стилей.

Почувствовав жгучий интерес публики, нынче в шансон ринулись исполнители всех возрастов и мастей. Премию «Питер FM» получил 21-летний Айдамир Мугу, записавший шлягер «Черные глаза», где это словосочетание повторяется тридцать раз, и 62-летний Михаил Захарович Шуфутинский, который является эталонным исполнителем русского шансона с точки зрения музыкальной вкуса… Но если Шуфутинский, Сергей Трофимов, Стас Михайлов, Елена Ваенга – артисты самобытные, яркие, то большинство исполнителей русского шансона, увы, скучны и беспомощны как мелодисты, поэты, да и певцы.

Даже на концерте в Ледовом среди лауреатов премии было немало исполнителей совершенно ничем не примечательных, просто точно попавших в формат. Волны шансонных радиостанций тоже забиты низкопробной, однообразно унылой продукцией. Если откреститься от звезд жанра, то общий уровень шансонных артистов удручающе низок. Да, за компанию, в общей массе они нынче собирают самые большие залы, но мало кто имеет не один-два шлягера, а полноценный репертуар, выступает с сольными концертами. Сегодня, когда жанр на волне, им многое сходит с рук, но если ажиотаж и интерес хоть немного спадет, то чуткого зрителя ждет разочарование.

Так что в будущее русского шансона рано смотреть с оптимизмом. Надежда жанра не в его массовости и популярности, а в том, что он будет привлекать в свои ряды ярких музыкантов и поэтов, способных не взлететь на модной волне, а шансоном жечь сердца людей, заставляя их переживать, любить и плакать. Ведь давно сказано, что нет жанров высоких и низких…

// Михаил Антонов, музыкальный обозреватель «НВ»
 

Поиск Стас Михайлов

Опрос Стаса Михайлова

Какой альбом лучше?
 
загрузка...

Статистика Михайлов